Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств — II

Продолжение рассказа о Венском музее истории искусств (Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM).

История собрания музея неразрывно связана с историей правления императорского дома Габсбургов. Первым начал собирать фамильные портреты император Максимиллиан I (1459-1519). Затем эрцгерцог Фердинанд II стал приобретать работы лучших художников своего времени.

1

Одновременно, император «Священной римской империи» Рудольф II (1552-1612), живший в Праге, также поддался страсти коллекционирования, иногда прибегая к не самым честным способом приобретения художественных работ. Именно он внес наиболее значимый вклад в формирование ценнейшей части коллекции Габсбургов. Находясь в конце XVI века в Нидерландах, Рудольф выкупил большое количество картин фламандских мастеров, в том числе и крупнейшее в мире собрание работ Питера Брейгеля Старшего. После Рудольфа коллекция, переходя от одного владельца к другому, только возрастала в художественной ценности и стоимости. Много сделал для пополнения и систематизации художественного собрания эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662). Его личная коллекция составила более 1400 предметов искусства. Согласно завещанию эрцгерцога, все богатство отошло его внуку, императору Леопольду I. В его же руки попали и предметы искусства хранившиеся в Тироле. Собрание Габсбургов продолжало пополняться и позднее, во время правления императрицы Марии-Терезии и императора Иосифа II. Наконец, император Франц-Иосиф решил построить для публичной экспозиции коллекций специальное музейное здание.

I. Из галереи египетского и античного искусства

1. «Запасная голова». Египет, 2609-2584гг. до н.э.

2

Этому экспонату 4 тысячи 600 лет, и он является одним из самых старых портретных изображений человека. Голова была найдена при раскопках в Гизе в 1912 году; она относится к IV династии Древнего царства, времени правления египетского фараона Хеопса. В это (и только в это) двадцатилетие египтяне делали скульптурные портреты, которые клали в гробницы невдалеке от мумии хозяина. Потом обычай этот исчез и больше не возрождался, поэтому датировка изготовления головы такая точная. Египтяне считали, что душа должна вернуться в тело и, если голова мумии испортится, то рядом должна быть вторая голова. Запасные головы намеренно повреждали, в частности отбивали им уши. По одной версии — чтобы душа не перепутала и вернулась в «правильную» голову, по другой — головы подвергались ритуальным «убийствам», чтобы они не повредили умершему. На снимке цвет головы красноватый, но это из-за освещения, натуральный цвет камня серый.

2. Египетский зал музея

3

Египетская коллекция KHM одна и первых по времени возникновения и одна из самых богатых. Этот ее зал оформлен как внутреннее пространство египетского храма. В архитектурном решении использованы три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 г. до н.э.) и потолочные фрески, а стены зала декорированы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

3. Мужской портрет. Египет, II век н.э.

4

Один из знаменитых фаюмских портретов, относящихся к эпохе эллинизма в Древнем Египте. Впервые эти портреты нашли в оазисе Эль-Фаюм, примерно в 60 км от Каира, и название места находки закрепилось за всеми подобными работами. Фаюмские портреты создавались в I-II веках, когда Египет стал провинцией Римской империи. Они отразили сочетание обрядов и верований Древнего Египта с приемами живописи и стилем портретного искусства мастеров Древнего Рима. Фактически, эти портреты служили египтянам погребальными масками, они писались на деревянных дощечках и при захоронении вкладывались в бинты мумии, «выглядывая» из них вместо лица умершего. Портреты часто писались еще при жизни человека и могли долгое время украшать его дом, поэтому в большинстве своем они изображают людей совсем молодыми. Фаюмские портреты — это одни из самых древних из дошедших до нас живописных изображений реальных человеческих лиц.

4. Голова Аристотеля, римская копия 25-75 гг. н.э., с греческого оригинала IV в. до н.э.

5

После смерти Аристотеля в 322 году до н.э., благодарные Афиняне воздвигли бронзовую статую философа в основанном им Лицее. Известно несколько мраморных копий головы этой статуи и среди них венская считается наиболее точной и хорошо сохранившейся. В течение нескольких лет Аристотель обучал Александра Великого, и Александр, как говорят, очень чтил своего учителя и увековечил его в портретной статуе, созданной его любимым скульптором Лисиппом Сиционским. Достоверно, однако, не известно, были ли основана статуя Аристотеля в Афинах и настоящий портрет на скульптуре Лисиппа.

5. Афродита и Эрос. Римская копия I в. до н.э. с греческого оригинала V в. до н.э.

6

Датировка этой скульптуры спорна, и существуют разные версии от I-го до V веков до н.э. Автор греческого оригинала предположительно был учеником знаменитого Фидия — величайшего художника периода высокой эллинистической классики.

6. Гемма Августа, Рим, ок. 10 года н.э.

7

«Гемма Августа» — это барельефная камея, сделанная из двухслойного арабского оникса. Нижний слой камня синевато-коричневый, а верхний, в котором вырезаны фигуры — белый. Многие специалисты считают создателем геммы мастера Диоскурида, который был любимцем Августа и чьи работы высоко ценились в Риме. Рудольф II Габсбург купил эту гемму для своей коллекции древностей за 12000 золотых монет. В XVII в. ее оправили золотом из-за повреждения — отломалась верхняя часть и пропала по одна из фигурок слева. Нижняя сцена геммы изображает установку триумфального столба после победы над варварами. Пленные галлы или германцы сидят рядом с римскими воинами. В верхней половине триумфатор Цезарь Август восседает в окружении богов и готовится к поездке на колеснице в сопровождении своих полководцев.

II. Из экспонатов Кунсткамеры — специального отдела KHM, где собраны редкости, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства.

7. Михель Эрхарт. Аллегория бренности, 1470-е годы

8

С конца XV века на севере Европы интенсивно развивается жанр «Vanitas». Сам термин происходит от библейского «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета». (Еккл. 1:2) Смысл жанра — отражение быстротечности жизни и того, что все в этом мире преходяще, в том числе и красота. Эта аллегория отражена в композиции, изображающей девушку, юношу и безобразную старуху. Она вырезана из единого куска липового дерева и является одним из лучших образцов полихромной деревянной скульптуры XV века. Несмотря на ее поздне-готический характер, многое роднит «Аллегорию бренности» с работами живописцев германского Возрождения (Кранах, Дюрер).

8. Бенвенуто Челлини. Сальера, 1543

1

Эта солонка считается одной из вершин малой ювелирной пластики, по значимости и известности для декоративно-прикладного искусства ее наверное можно сравнить с ролью Джоконды в живописи. Сальера была выполнена знаменитым ваятелем и ювелиром Бенвенуто Челлини по заказу французского короля Франциска I. Скульптурная группа представляет собой аллегорию союза земли (Цереры) и воды (Нептуна) от которого рождается соль. Нептуна несут морские кони, у ног Цереры изображена саламандра — гербовое животное Франциска. В конце XVI века Сальера была подарена австрийскому эрцгерцогу Фердинанду, попав в орбиту Габсбургов. Как и Мона Лиза, Сальера была похищена, причем случилось это относительно недавно, в 2003 году. Во время реставрационных работ она была вынесена из музея специалистом по сигнализации. Вернуть реликвию удалось лишь в начале 2006 года. Похититель статуэтки попался на грамматической ошибке — сбыть такой известный предмет он не смог, а в его письме с требованием выкупа, обнаружились грамматические ошибки, типичные для итальянцев. В результате австрийские и итальянские полицейские вышли на след грабителя. Им удалось получить фотографию этого человека, сделанную камерой наблюдения при покупке мобильного телефона, с которого тот потом вел переговоры о выкупе. После опубликования этой фотографии в СМИ знакомые просто «достали» похитителя расспросами, не в розыске ли он. В итоге подозреваемый сам сдался полиции, указав место где была спрятана Сальера.

9. Гаспаро Мизерони. Чаша из лазурита в форме дракона, 1570

9

Италия всегда занимала ведущее положение в искусстве резьбы по камню. Большую известность получила династия итальянских резчиков Мизерони, шесть поколений которой работали в Милане а затем в Праге. Изготовленные ими кувшины, бокалы, чаши, блюда из агатов, лазурита, гелиотропа можно встретить в крупнейших сокровищницах Европы. Гаспаро Мизерони работал во второй и третьей четверти XV в. Его приглашали ко двору Филипп II Испанский, Фердинандо I Медичи, Рудольф II Габсбург. Для Рудольфа II семья Мизерони изготовила несколько прекрасных резных предметов, среди которых и чаша с драконом.

10. Часы-автомат с конным пашой. Германия, 1580-90 гг.

10

Часы экспонируются в зале автоматов и инструментов, которые в средние века часто создавались как высокохудожественные произведения с богатой и оригинальной отделкой

11. Яков Ауэр. Аполлон и Дафна, 1688

11

В одном из залов Кунтскамеры KHM экспонируются изделия из слоновой кости. Жемчужиной этой коллекции является скульптурная группа работы Якоба Ауэра, созданная на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Как-то бог Аполлон имел неосторожность посмеяться над луком бога любви Эрота, и тот решил наглядно показать силу своего оружия. Он пустил в Аполлона стрелу любви к прекрасной нимфе Дафне, а в Дафну — стрелу отвращения, из-за чего та решительно отвергла чувства Аполлона. Нимфа была готова скорее умереть, чем стать возлюбленной Аполлона. Преследуемая богом, Дафна стала умолять своего отца, речного бога Пенея, лишить ее красоты. Желание Дафны исполнилось: ее тело покрылось корой, руки превратились в ветви, волосы — в листву вечнозеленого лаврового дерева. В память о своей любви Апполон стал носить на голове лавровый венок.

12. Пауль Штрудель. Император Леопольд I, ок. 1700

12

Хотя император Леопольд I любил мир, жизнь заставила его вести многочисленные войны. Именно при нем были разгромлены турки, подошедшие к стенам Вены, присоединен Тироль и усмирена (правда ненадолго) Венгрия. Леопольд также был талантливым композитором, покровителем наук и искусств, в частности, он сделал Вену европейским центром резьбы по кости. Поэтому бюст императора закномерно выставлен именно в зале резной слоновой кости Кунтскамеры.

13. Жан-Батист Лемуан. Дофина Мария Антуанетта, 1771

13

Из младшей дочери императрицы Марии-Терезии, которую окружающие воспринимали полу-ребенком, Мария-Антуанетта в одночасье превратилась во французскую дофину — жену престолонаследника и первую даму Франции (король Людовик XV к тому времени был уже вдов и королевы во Франции не было). Жан-Батист Лемуан был любимым скульптором Людовика XV, поэтому неудивительно, что именно ему было поручено изваять бюст молодой дофины.

III. Несколько шедевров из картинной галереи KHM (Северное Возрождение и голландская живопись).

14. Ян ван Эйк. Портрет ювелира Яна де Леува, 1436

14

Ян ван Эйк — выдающийся нидерландский живописец, основоположник раннего северного Возрождения. «Новое искусство» Нидерландов первой половины XV в. не было возрождением античности, как в Италии, а стало самостоятельным художественным познанием мира. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущества Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное его руками, все заслуживает благоговейного внимания. Это ощущение драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом последующего развития реализма в европейской живописи. Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило признание сначала в Нидерландах, а потом в Германии, Франции и Италии.
15. Ханс Мемлинг. Адам и ева, 1485

15

Мемлинг объединил в своем творчестве позднеготические северные традиции с достижениями итальянской живописи Возрождения. Он был учеником Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, а с 1465 г. жил в Брюгге, где стал городским живописцем. Писал картины на религиозные темы, жанровые сцены и портреты. Парные доски «Адам и Ева» — это боковые крылья алтаря Иоанна Крестителя, поэтому фигуры изображены в нишах. В руках у Адама и Евы яблоки, это значит, что они еще не вкусили запретного плода.

16. Альбрехт Дюрер. Портрет Вильгельма Халлера и Аллегория скупости, 1501-1507.

16

Дюрер несомненно принадлежит к титанам Возрождения. Выдающийся живописец, график и гравер, первый теоретик искусства среди североевропейских художников, основоположник сравнительной антропометрии, первый европейский автопортретист. Представленная картина мастера необычна тем, что имеет две стороны. На одной вероятно изображен Вильгельм Халлер, зять богатого торговца Матеуса Ландауэра, заказчика знаменитой картины Дюрера «Поклонение Троице». На обороте портрета — уродливая старуха с мешком денег. Полагают, что это «другая сторона медали» несчастливого брака Халлера с Доротеей Ландауэр, своего рода назидание портретируемого самому себе.

17. Альбрехт Дюрер. Портрет Максимилиана I, 1519

17

Император Максимилиан изображен здесь как элегантный джентльмен. Сочетания достоинства и императорской власти передается композицией, в которой фигура вписана в богатую живописную раму, а также по-королевски богатым меховым воротником. Граната, который Максимилиан держит в руке, породил в среде специалистов несколько разных трактовок: это ссылка на миф о Персефоне и ассоциация со смертью; аллюзия на завоевание Гранады христианскими армиями в 1492 году; символ императорской державы.

18. Питер Брейгель старший. Крестьянский танец, 1568

18

В династии художников Брейгелей, Питер Брейгель Старший (или Мужицкий) — наиболее значимая фигура. Как никто другой он сумел отразить в живописи повседневную жизнь своего времени и в особенности быт простого крестьянского люда. До него никто из художников не осмеливался создавать произведения на подобные темы. KHM обладает самой большой в мире коллекцией картин Брейгеля, здесь находятся около трети ныне известных работ художника. В «Крестьянском танце» Брейгель представляет картину народных развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от многих других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную, а может быть даже сам участвует в празднике.

19. Питер-Пауль Рубенс. Елена в мехах, 1638 (фрагмент)

19

Рубенс воплотил в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Его творчество — это органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями итальянской художественной школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также блестящим мастером портрета и «Елена в мехах (Шубка)» прекрасный тому пример. Это игривый портрет второй жены художника, которая была его любимой моделью на протяжении последнего десятилетия жизни Рубенса. В те времена в женской красоте очень ценились такие качества, как молочно-белая кожа и полнота. Поэтому портрет Елены это выражение не только предпочтений автора, но и вкусов целой эпохи.

20. Самюэл Диркс ван Хогстратен. Старик в окне, 1653

20

Ван Хогстратен — голландский художник, ученик Рембрандта, писатель, поэт, учёный, теоретик искусства. В молодые года он писал библейские и жанровые сцены, портреты и натюрморты в рембрандтовском стиле. Затем увлекся перспективой и эффектами обмана зрения; в этой области он впоследствии и прославился и даже написал трактат о связи живописной техники и оптических иллюзий. На картине «Старик в окне» изображен раввин Хеллер, которому удалось получить разрешение для евреев проживать в пригороде Вены. Полотно выписано настолько точно и скрупулёзно, что кажется предметным и объемным, к изображенной стене так и тянет прикоснуться…

21. Ян Вермеер. Мастерская художника, 1667

21

Вермеер — признанный мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом он считается одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. Художник уделял особое внимание лирическому настрою изображаемых сцен, душевному состоянию персонажей. Он тонко использовал естественное освещение, словно преображающее его интерьеры, раскрывал поэзию повседневного домашнего бытия. Название, данное этой картине самим художником, неизвестно, но полагают, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. Занавес, отдёрнутый на переднем плане, как бы говорит о постановочности сцены, а маска на столе, добавляет театральности. В образе художника Вермеер изобразил себя, модель же представляет образ музы Клио, с лавровым венком на голове (символом победы), трубой (символом славы) и томом Фукидида в руках. Автор даёт понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Это соответствует принятым в те времена представлениям об исторической живописи как высшей ступени живописного искусства.

Автор: nikolai_endegor

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *





60 + = 70