То, что вы хотели узнать о Чехии, но стеснялись спросить. Часть 6

Сегодня мы немного поговорим о памятниках Праги. Немного — потому что памятников в Праге столько, что даже перечислить все практически невозможно — я уверен, что даже местные жители, в основном, не знают всех. Поэтому рассказ о памятниках будет, как и зоопарковый разбит на две части. Итак…

[singlepic id=6145 w=640 h=480 float=center]

Этот назгул — мой любимый памятник из тех, что я видел. Впрочем, это вовсе не означает, что остальные нравятся меньше. Просто он был каким-то самым неожиданным и наткнулся я на него случайно. На самом деле, это, конечно, никакой не назгул из Толкиена, а вовсе даже донна Анна из Моцарта — женщина без лица, — и поставлена в честь годовщины первой премьеры оперы Моцарта «Дон Жуан», на которой сам дон Жуан Моцарт и дирижировал.

Когда полез искать точную информацию, сильно удивился, что эту же статую скульптор Анна Хроми умудрилась продать еще в несколько городов, причем под разными названиями. В Тоскане она называется «Командор», в Монако — «Пьета», Зальцбурге — «Плащ совести», в Афинах — «Переосмысленные мифы», в Ассизи — «Пальто мира» (правда там она уже из мрамора), а сейчас, говорят, скульптор Хроми делает её же четырехметровой высоты из 200-тонной глыбы мрамора для пещер Микеланджело в Карраре.

Девушка однозначно с фантазией.

* * *

С архитектурой в Праге немного проще — сами пражане говорят, что в городе не существует двух одинаковых зданий — потому ходи и фотографируй: что бы ты ни снял — будет уникальным. Если они и лукавят, то не очень сильно.

А вот с памятниками… Я памятники очень люблю, и неоднократно считал и считаю, что их в любом городе должно быть как можно больше. Любых. И город Прага явно считает так же — такое разнообразие самых разных памятников всех времен и форм я видел только в Мельбурне, впрочем нет — Мельбурн гора-аздо моложе. Хотя и у Праги скульптурами времен седой старины дело не ограничивается. Скорее, наоборот.

Когда я увидел, что фотографий пражских памятников набирается гораздо больше, чем на один выпуск «Путевых заметок», я долго думал, как разделить — на классические и безбашенные? На старые и новые? Нет, это будет странно. Смотрите сами…

Вот это — статуя святого Вацлава, покровителя Праги на одноимённой площади…

[singlepic id=6146 w=640 h=480 float=center]

Статуя, как мы видим, сооружена со всем пафосом… А чтоб этот пафос не сильно зашкаливал, мальчик-наказание Праги скульптор Дэвид Черны (он еще не раз нам будет встречаться), поставил (повесил?) практически напротив другую статую того же Вацлава. Сейчас, правда, она уже стоит не напротив, а не сильно далеко — в пассаже «Люцерна», который принадлежит невестке президента Гавела Дагмар. И, видимо, там она простоит (провисит?) долго: Дагмар Гавлова и Дэвид Черны подписали соглашение, что она будет находиться в пассаже до тех пор, пока «в землях Короны Чешской не восторжествует конституционная монархия».

[singlepic id=6147 w=640 h=480 float=center]

Ну вот и как, скажите, можно отделить эти две статуи друг от друга по времени или безбашенности?!

Или другой пример. Считать ли памятником вот эту дверь?..

[singlepic id=6148 w=640 h=480 float=center]

Или вот эту?.. На мой невзыскательный взгляд, они обе являются большим искусством.

[singlepic id=6149 w=640 h=480 float=center]

Или является ли памятником, как минимум, старины, вот эта чугунная антикаретная тумба, которой лет, вполне допускаю, больше, чем Одессе?

[singlepic id=6150 w=640 h=480 float=center]

Прага — город, беспредельно лояльный к неожиданному. Именно поэтому здесь нужно смотреть во всех направлениях, включая верх. Иначе вы рискуете случайно не увидеть этого орла.

[singlepic id=6151 w=640 h=480 float=center]

Или вот этого льва…

[singlepic id=6152 w=640 h=480 float=center]

Или эту девочку с бумажным самолётиком на карнизе…

[singlepic id=6153 w=640 h=480 float=center]

Или вот эту яркую, но абсолютно непонятную конструкцию… Нет, ни она, ни девочка с самолётиком не имеют ни малейшего отношения к архитектуре здания. Это классическая КДПВ — картинка для привлечения внимания. И она, зараза, его таки привлекает, если, конечно, вы не поленитесь повернуть шею.

[singlepic id=6154 w=640 h=480 float=center]

Один из самых известных «верхних» памятников Праги — памятник Зигмунду Фрейду всё того же Дэвида Черны. Я его искал специально, но черта с два я бы его углядел на уровне четвертого этажа на узенькой и загнутой, как весь центр Праги, Гусовой улочке…

[singlepic id=6155 w=640 h=480 float=center]

На сайте скульптора Черны я нашел чудную фотографию, снятую перед тем, как его вешали.

[singlepic id=6156 w=640 h=480 float=center]

Ни на окрестных стенах, ни на тротуаре (это отдельный жанр памятников) не написано, что это Зигмунд Фрейд. Хотя подвести логическую цепочку, конечно, можно — кто еще будет так старательно цепляться за явно фаллический символ?

Но я сразу окрестил этого смелого дедугана Ильич-акробат. Правда же, сильно похож? А то, что он в очках — с земли незаметно.

[singlepic id=6157 w=640 h=480 float=center]

Разглядывание того, что находится в Праге на полпути к небу, следует тщательно сочетать с разглядыванием того, что у вас прямо под ногами.

Иначе вы в жизни не заметите, например, вот эту мемориальную доску, размером с половину брусчаточного камня.

[singlepic id=6158 w=640 h=480 float=center]

Я — не чех, — понятия не имею, кто такая Маркета Ауэрбахова, родившаяся в 1907 году, и почему она сидела именно на этом месте, но сам подход к памятным местам мне страшно нравится.

Вот — тоже на уровне тротуара, без всяких других обозначений — условная линия Пражского меридиана.

[singlepic id=6159 w=640 h=480 float=center]

А вот тут я чуть ли не единственный раз пожалел, что рядом со мной не было экскурсовода. Очень необычная «асфальтная» мемориальная доска, и судя по цветам, она посвящена какому-то уважаемому человеку (людям) — там было совсем неразборчиво, если это и была надпись.

[singlepic id=6160 w=640 h=480 float=center]

Кстати, об экскурсоводах. Я когда-то рассказывал в американских путевых заметках о тамошних памятниках: «Знаете, что меня поражает в любой нормальной стране мира? Это готовность абсолютно любого жителя на вопрос «А что это там вон за мужик в пиджаке и с саблей?» уверенно ответить: «Ну-у, это какой-то мужик в пиджаке и с саблей». Ну, кроме специально обученных экскурсоводов, конечно. Они еще укажут, что это вообще не пиджак, а полуфрак, а также производителя сабли. Но фамилию они тоже не назовут, пока не подойдут существенно ближе».

Чехия — тоже абсолютно нормальная страна. Но тут принцип изначально другой. Не только экскурсовод, но и прохожий с удовольствием тебе расскажет какую-нибудь красивую легенду о каждом памятнике или мемориальной доске. Некоторые обязательно добавят, что его брат/одноклассник/прапрадедушка был знаком/женат/сидел за одной партой/принимал роды у этой самой условной Марии Пуймановой или Франтишека Ладислава Ригера — да простят меня наследники этих уважаемых людей.

Чаще всего, у двух рассказчиков даты могут смело разниться на век-другой (Прага старый город, да), а традиции, связанные с памятником, могут смело сочетать в себе, допустим, борьбу с бесплодием и отсутствие нежелательной беременности. Это нормально, и после двух дней прогулок к этому начинаешь относиться философски.

Памятники в Праге находятся везде. Вот, например, сразу три памятника, которые не поместились в заметки о Пражском зоопарке (там переизбыток был и без них).

Пеликанов я сфотографировал как привет от Praha Zoo зоопарку Одесскому — его символ именно пеликан.

[singlepic id=6161 w=640 h=480 float=center]

А вот это страшное чудище, стоящее в глубине парка, где-то между лосями и волками, не кто иной как западнославянский бог Радгошть. Ничего не напоминает? Это его вывел профессор Толкиен под именем Радагаста Карего.

[singlepic id=6162 w=640 h=480 float=center]

На самой вершине зоопарковой горы находится Моровая колонна — очередной Чумной столп во избавление от эпидемии. К сожалению, в древней Праге их много.

[singlepic id=6163 w=640 h=480 float=center]

Но главный пражский Чумной столп стоит в центре, на Малостранской площади и поставлен он аж в 1715 году.

[singlepic id=6164 w=640 h=480 float=center]

Но Прага отлично умеет не только грустить, но и веселиться. А потом ставить памятники тем, кто ей в этом помогает — это памятник Пражским музыкантам.

[singlepic id=6165 w=640 h=480 float=center]

Рассказывать о памятниках даже не Чехии, а одной только Праги можно практически бесконечно, особенно, если художественно сочетать и варьировать версии разных экскурсоводов.

Причем, памятники, действительно везде. Даже у бетонной — скучнее некуда! — коробки станции метро Надражи Холешовице вы непременно наткнётесь на какую-то загадочную, но явно художественную экспозицию.

[singlepic id=6166 w=640 h=480 float=center]

А уж одна из главных достопримечательностей — Карлов мост, с его тридцатью статуями, — сам по себе заслуживает отдельного фоторепортажа. И его с удовольствием и делает практически каждый приезжающий в Прагу…
Именно поэтому мы его делать не будем, а просто прервемся, чтобы в следующем выпуске вернуться к другим, не столь разрекламированным, как статуи Карлова моста, пражским памятникам.

[singlepic id=6167 w=640 h=480 float=center]

(Продолжение будет очень скоро.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *





29 + = 30