То, что вы хотели узнать о Чехии, но стеснялись спросить. Часть 7

Сегодня мы продолжаем говорить небольшой экскурс к памятникам Праги. Небольшой — потому что памятников в Праге столько, что даже перечислить все практически невозможно — я уверен, что даже местные жители, в основном, не знают всех. Поэтому рассказ о памятниках, как и зоопарковый, разбит на две части. Итак…

[singlepic id=6168 w=640 h=480 float=center]

В прошлом части «памятников» я назвал скульптора Дэвида Черны — мальчиком-наказанием Праги. Отношение к нему совсем неоднозначное — это правда. Он выполняет для Праги приблизительно ту же функцию, что и Церетели для Москвы, с поправкой, всё же, на наличие ярких идей и художественного вкуса у первого. Он может нравиться или не нравиться, но не восхищать, с точки зрения туристов он не может.

Например, это — скульптура, с которой началось его восхождение. Quo Vadis — старенький немецкий «Трабант» на внушительных ножках был привезён и поставлен в центре Праги, на Староместской площади в 1989 году.
Идея простая: в Праге находилось посольство ФРГ, и огромное количество ГДРовских семей приезжало на этих самых «Трабби» в Прагу, бросали их с ключами и документами, и рвались в посольство за политическим убежищем. Автомобили оставались чехам и, похоже, сыграли значительную роль в обеспечении их неожиданными средствами передвижения.

Сейчас Quo Vadis стоит у посольства Германии.

Чехи вообще с очень большим уважением относятся к негативным страницам своей истории. Я рассказывал о музеях КГБ и коммунизма, но в Праге есть и совершенно не лубочно-туристический, а крайне мрачный мемориал памяти жертвам коммунизма. Там, мягко говоря, мало весёлого, и буквально мороз по коже от трагичности этих статуй. Первая фигура целая, вторая — треснувшая, от третьей осталась половина, ну и так далее.

На табличках цифры — количество казнённых, погибших в тюрьмах, погибших на границе, осуждённых и эмигрировавших с 1948 по 1989 год. На памятнике слова: «Мемориал посвящен всем жертвам коммунизма: не только тем, кто был заключен в тюрьму или казнен, но также и тем, чьи жизни были разрушены тоталитарным деспотизмом».

[singlepic id=6169 w=640 h=480 float=center]

Совершенно в другом месте расположен отдельный памятник жертвам коллективизации, установленный Ассоциацией частных сельских хозяйств Чехии. Там на постаменте отдельно подчеркнуто, что «Лица, совершившие эти преступления, так и не были наказаны».

[singlepic id=6170 w=640 h=480 float=center]

Кое-где можно встретить тоже нерадостные мемориальные таблички на русском языке.

[singlepic id=6171 w=640 h=480 float=center]

Чехи умеют помнить историю. Этот памятник без постамента стоит на Пражском железнодорожном вокзале. Редкий случай — он посвящен сэру Николасу Уинтону, который еще жив, хотя ему больше ста лет. В 1939 году вместо того, чтобы ехать в отпуск в какую-нибудь Швейцарию, молодой банкир Уинтон приехал в Прагу, оккупированную немцами, и вывез оттуда 669 еврейских детей в Великобританию.

[singlepic id=6172 w=640 h=480 float=center]

Еще один памятник, посвященный Второй мировой, — памятник операции Антропоид, в ходе которой был убит и.о протектора Богемии и Моравии обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих (не путать с Рихардом). Памятник оставляет странное впечатление тремя витрувианскими фигурами на здоровенной треугольной призме, но — повторю свои слова — памятники нужны любые.

[singlepic id=6173 w=640 h=480 float=center]

Две фигуры этого памятника — в британской форме: это реальные личности. Третья символизирует гражданское население.

Еще один британец в Праге стоит на площади имени себя. Его, я думаю, представлять не нужно.

[singlepic id=6174 w=640 h=480 float=center]

А еще над речкой Влтавой на очень видном месте установлена и двигается необычная конструкция — Пражский Метроном. В начале 90-х его установили, чтобы он символизировал бег времени. Думали разобрать, но потом решили так и оставить.

[singlepic id=6175 w=640 h=480 float=center]

А интересно в нем то, что установлен он на постаменте бывшего памятника Сталину — самой большой скульптурной группе Европы. Сейчас подножье Метронома — любимое место скейтеров. Да, время таки бежит.

[singlepic id=6176 w=640 h=480 float=center]

Ладно, не будем увлекаться кафкианской мрачностью.

Кстати, как я уже говорил, Кафку в Праге можно встретить везде… Я уже рассказывал о музее Кафки и двух очаровательных писающих мужиках (снова-таки спасибо Дэвиду Черны!). В комментариях мне рассказали — я об этом не знал, — что они писают не просто так, а по заказу. Можно отправить СМС на платный номер и эти два бронзовых обалдуя будут старательно «выписывать» по воде заказанный вами текст. А сам старик Франц еще удивлялся, как люди сумели изобрести понятие «веселье»…

Эта статуя стоит перед музеем. А вот эта мемориальная доска — на доме, где он родился.

[singlepic id=6177 w=640 h=480 float=center]

Почти наверняка есть еще штук -надцать мемориальных досок, не считая могилы писателя — он любил переезжать.

Ну и один из самых известных пражских памятников (как будто можно вычленить какой-то один из этого многообразия) тоже посвящен ему. Что имел в виду скульптор Ярослав Рона — неясно, но памятник впечатляет, однозначно.

[singlepic id=6178 w=640 h=480 float=center]

Мемориальные доски — совершенно особый жанр пражских мемориалов. Они могут быть маленькие, меньше уличного указателя…

[singlepic id=6179 w=640 h=480 float=center]

А могут быть большими, даже объёмными и стоять на полу… Вот мемориальная доска с отпечатками ладоней Далай-Ламы.

[singlepic id=6180 w=640 h=480 float=center]

Но основная масса просто очень изящны и сделаны с душой. Даже при всем том, что для простого сельского хлопчика в моём лице, примерно 95% имён — абсолютно незнакомы, нельзя не порадоваться, как они сделаны.

[singlepic id=6181 w=640 h=480 float=center]

Но среди сотен досок (интересно, сколько я просто не заметил?), конечно, встречаются и знакомые, и даже, простите за пафос, любимые имена.

Доска Рильке.

[singlepic id=6182 w=640 h=480 float=center]

Муха…

[singlepic id=6183 w=640 h=480 float=center]

Гурвинек…

[singlepic id=6184 w=640 h=480 float=center]

Некоторые доски посвящены датам и одновременно событиям. Например, эта доска, установленная в честь 500-летия открытия Нового Света, заодно вспоминает «сотни чешских мужчин и женщин, которые искали свой новый дом за Атлантикой» (перевод мой, потому неточный), и заодно, если я правильно понял, говорит о чешской доле в развитии Америки. Скромно, со вкусом, и ведь не попрёшь…

[singlepic id=6185 w=640 h=480 float=center]

Некоторые мемориальные доски обходятся вообще без слов — это мемориальная доска в честь клепальщиков-мостостроителей.

[singlepic id=6186 w=640 h=480 float=center]

И наконец мемориальная доска, которая, в отличие от вышеупомянутого Кафки, наиболее близка мне.

Гашек.

[singlepic id=6187 w=640 h=480 float=center]

Мне почему-то очень нравится, как по-чешски будет «писатель» — «списыватель»…

Ну и тут нужно отметить, что памятник Гашеку установлен, как это водится в Праге, в совершенно другом месте, чтоб не частить. И он представляет собой одно из самых странных сооружений, которые я видел в жизни.

Во-первых, эта статуя — если так можно выразиться, конная. Правда, при этом прямо в коня вмонтирована барная стойка, из которой, в свою очередь, торчит бюст писателя.

Мне рассказали, что сначала скульптор Карел Непраш собирался туда же вмонтировать еще и бочку с пивом, чтоб угощать всех желающих, но тут возмутились даже привыкшие ко всему пражане. И запретили это, якобы, по санитарно-гигиеническим соображениям.

Впрочем, памятник от этого запрета более логичным явно не стал.

[singlepic id=6188 w=640 h=480 float=center]

А это — моя любимая то ли доска, то ли вывеска. Ну, по крайней мере, однозначно самая весёлая.

[singlepic id=6189 w=640 h=480 float=center]

Некоторые памятники в Праге нужно рассматривать, для того, чтобы понять, что это вообще такое. Вот тут, возле университета Каролина, я совсем не сразу сообразил, что эти хаотичные булыжники — оказывается, львы…

[singlepic id=6190 w=640 h=480 float=center]

А некоторые рассматривать стоит для того, чтоб хотя бы попытаться (!) понять, зачем это вообще и что символизирует. Это тоже возле университета.

[singlepic id=6191 w=640 h=480 float=center]

Потом ты это занятие — пытаться понять — бросаешь, как бесперспективное.

Потому что в Праге можно наткнуться абсолютно на что угодно. Скажем, выходишь на берег Влтавы, к водичке, и совершенно без предупреждения или какой-то объяснительной надписи…

[singlepic id=6192 w=640 h=480 float=center]

Или вот…

[singlepic id=6193 w=640 h=480 float=center]

Со временем перестают удивлять даже статуи Рапа-Нуи за углом, во дворике…

[singlepic id=6194 w=640 h=480 float=center]

…и даже наши гости из других миров не вызывают безумного ажиотажа. Ну, прилетел и прилетел. Куда ж ещё, как не в Прагу?

[singlepic id=6195 w=640 h=480 float=center]

Детские площадки в Праге тоже не абы какие, а явно художественные с уклоном в Гуггенхайма.

[singlepic id=6196 w=640 h=480 float=center]

Только тут можно идти по спальному району и найти солнечные часы, установленные еще в 1983 году скульптором Полем Меткалфом. (Для тех, кто помладше, напоминаю: у нас тогда Андропов был. А вот Меткалфов с солнечными часами почему-то практически не было. Особенно в спальных районах…)

[singlepic id=6197 w=640 h=480 float=center]

Только здесь на речке с хорошим именем Чертовка стоит водяная мельница с непроизносимым названием Велкопршеворска. А охраняет её бронзовый водяной, которого вы, если о нем не знаете, скорее всего, просто не заметите. Как и половину других пражских памятников, кстати.

[singlepic id=6198 w=640 h=480 float=center]

А еще тут недалеко стоит шестиметровый стул. В 2002 году предыдущий стул, стоявший с 80-х, разрушило наводнение и пришлось строить новый. Теперь он весит не две тонны, как прежний, а все восемь, и все с интересом ждут нового наводнения, чтобы проверить.

[singlepic id=6199 w=640 h=480 float=center]

Из серии странных памятников сложно не отметить «Череп на попе» (я не знаю, как он правильно называется — все говорят по-разному). Правда симпатяжка?

[singlepic id=6200 w=640 h=480 float=center]

Одна из версий — что памятник посвящен жертвам СПИД и, в частности, гомосексуалистам. Поэтому что-что, а половые признаки у этого антропоморфа ярко выражены.

[singlepic id=6201 w=640 h=480 float=center]

Еще один памятник с кучей названий и легенд и, кстати, тоже с половыми признаками. Самое популярное его название — «Памятник проститутке».

[singlepic id=6202 w=640 h=480 float=center]

С большой любовью вылепленные половые органы девушки (она без белья) я сфотографировал, но из чувства природной стыдливости вам показывать не буду.

На самом деле всё проще — хоть скульптура на самом деле и называется «Лавка удовольствий» или даже «Лавка порока», ни к пороку, ни, тем более, к проституткам, это удовольствие не имеет.

Тут на заднем плане — очень известная букмекерская контора. На лавочке рядом с мужчиной лежат несколько пачек 5000-кроновых купюр (это много). В руках у него билет той самой конторы и её рекламный проспект. А барышня, таким образом, уговаривает его на коленях, чтобы он не тратил деньги на ставки… Любовь против игромании, короче говоря.

[singlepic id=6203 w=640 h=480 float=center]

Вы спросите, почему в таком случае барышня без трусиков? Ну, скульптор — художник. Он так видит…

Кстати, о скульпторе-художнике (он же, как мы помним, мальчик-наказание) Дэвиде Черны. Что-то мы давненько о нем не вспоминали… Но без него в Праге долго нельзя.

Иду я как-то по Праге в районе Аненской площади и любуюсь зданием с поэтическим названием «Дивадло «На забрадли», что в переводе с чешского — театр «На перилах». А вот потом я зачем-то по уже сложившейся в Праге привычке перевожу взгляд наверх и попёрхиваюсь колбаской, которую в тот момент жевал.

Потому что на забрадли… Тьфу, на дивадле, точнее, на его водосточной трубе присобачена вот такая вот красная опухоль.

[singlepic id=6204 w=640 h=480 float=center]

Как позже выяснилось, это еще в 96-м году тот самый Дэвид Черны придумал дивную композицию «Эмбрион в водостоке» и спустя аж двенадцать лет подарил её этому самому дивадлу (видимо, потому что потерял надежды её хоть кому-то продать).

Она еще по ночам миленько красит нежным светом стены древнего Народного дивадла, которое находится прямо через дорогу.

[singlepic id=6205 w=640 h=480 float=center]

Справедливости ради нужно сказать, что эта красная какашка на трубе — чуть ли не единственная творческая неудача Дэвида Черны (и то — это только на мой, далеко не эстетский вкус). Остальные произведения могут и не нравиться, но они, как минимум, не портят, а в некоторых случаях явно украшают здания, где расположены.

Скажем, Жижковская телебашня Праги — выглядит сильно неоднозначно. Сами чехи с затаённой гордостью называют её самым уродливым зданием в столице и в Чехии.

Выглядит она действительно забавно — то ли как сон пьяного ракетного конструктора, то ли как детская мечта агрария-кукурузника.

[singlepic id=6206 w=640 h=480 float=center]

Вы спросите, что это за муравьи по ней ползают? О! Это и есть очередное творение неуёмного Дэвида.

[singlepic id=6207 w=640 h=480 float=center]

Эти детки были установлены к объявлению Праги Столицей европейской культуры 2000 года. Это не все детки Дэвида. Вторая их часть живёт на острове Кампа, уже на земле, и выглядят они так…

[singlepic id=6208 w=640 h=480 float=center]

А вот что символизируют эти жёлтые пингвины на набережной Влтавы, на острове Кампа (где и вторая часть деток, и, кстати, шестиметровый стул тоже), которые мне страшно понравились, выяснить не удалось. Зато сразу несколько человек сказали, что это тоже имеет отношение к Дэвиду.

Я склонен этому поверить. Он такой, этот Дэвид.

[singlepic id=6209 w=640 h=480 float=center]

А вот теперь, Фёдор, о грустном. Точнее, о тех двух памятниках, которые мне увидеть не удалось, поэтому их фотографии мне прислали друзья.

Один — по уважительной причине. Памятник 20-й годовщине Бархатной революции 1989 года — передвижной. Он сделан из ключей — потому что вышедшие на улицы студенты звенели в карманах ключами, что и стало символом революции.

Каждая буква слова Revoluce на этой скульптуре, говорят, что-то обозначает, но мне больше понравилась история сбора ключей. Мобильный оператор Vodafone дарил за каждый принесённый ключ одну бесплатную СМС, потому ключи собрались очень быстро. Я даже слышал, что это — самая большая коллекция ключей в мире. Но в Праге она простояла лишь пару месяцев, а сейчас катается по городам Чехии.

[singlepic id=6210 w=640 h=480 float=center]

А второй памятник находится в Тишкове. Это район, который очень давно облюбовали граффитисты. Я граффити очень люблю и у меня даже есть специальная рубрика «Граффити дня».

Именно поэтому я очень хотел посмотреть на конструкцию, которая так и называется — памятник жертвам граффити.

[singlepic id=6211 w=640 h=480 float=center]

Но… Я его просто не нашел. То ли его снесли, то ли не заметил, так и не знаю.

Меня утешает то, что кроме этого, я наверняка прошел мимо и не заметил еще огромного количества памятников, мемориальных досок и проч.

А это значит, что придется ехать еще, что я и планирую примерно весной…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *





3 + 2 =