Пьяцца Навона. Легенды площади трех фонтанов

Пьяцца Навона (Piazza Navona) затеряна в узких квартальчиках центрального Рима, как и почти все известные его достопримечательности. Здесь всегда очень многолюдно. Потоки туристов стекаются сюда со всех сторон. Кто сам по себе, а кто в составе крупных экскурсионных групп, ведомых гидами, на разных языках повторяющих одни и те же истории и легенды об этой площади.

1

Пьяцца Навона представляет собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, по форме напоминающий спортивную арену. И это не случайно. В античные времена на этом месте на самом деле была арена, на которой проводились состязания атлетов. Первоначальный стадион был построен как временный при Юлии Цезаре. Затем в 85 году при императоре Домициане стадион был расширен и смог вмещать в себя до 15 тысяч зрителей. Обновленный стадион получил имя Домициана, а основным его предназначением было проведение спортивных состязаний.

В средние века стадион начали реконструировать. Аркады, окружающие стадион с внешней стороны, в которых располагались лавки торговцев и ремесленников и бордели, сносились. Оставшиеся фундаменты служили основой для возведения средневековых домов. Арена же стадиона превратилась в площадь, ставшая местом проведения праздников и ярмарок.

2

Первая церковь на площади Навона была построена в честь Святой мученицы Агнессы. Агнесса родилась в семье одних из первых римских христиан. По легенде девушка привлекла внимание сына римского перфекта Семпрония, но отвергла его ухаживания, поскольку дала обет безбрачия, решив посвятить себя благодетельной христианской жизни. Перфект был разгневан ее дерзостью, а когда выяснилось, что девушка христианка, которые в те времена подвергались гонениям, то Агнессу поставили перед выбором: либо она приносит жертву римским богам, либо с позором будет брошена в публичный дом. Верная своей вере, Агнесса отказалась почтить языческих богов. Перфект распорядился, что бы ее отвели в бордель нагую, но когда с Агнессы сорвали одежду, произошло чудо. Волосы девушки мгновенно отросли так сильно, что она смогла ими укрыться. А позже к брошенной в публичном доме девушке явился ангел и принес ей покрывало. На этом чудеса не закончились. Все мужчины, пытавшиеся овладеть Агнессой, теряли мужскую силу и со стыдом уходили. Девушку посетил и незадачливый жених, но, не успев приблизится к ней, внезапно умер. Агнесса воскресила его своими молитвами, после чего ее как ведьму приговорили к сожжению на костре. Но приготовленный костер не разгорался и Агнессу убили ударом меча.

Церковь, получившая название Сант-Аньезе-ин-Агоне (S. Agnese in Agone) была заложена в аркадах, где находился тот самый бордель. В 1652 году церковь решено было перестроить. Работы возглавил Джироламо Райнальди, а через год его сменил Борромини, кардинально переделавший первоначальный план, изменив замещение фасада и создав центральную часть с массивным куполом. От средневековой постройки осталось лишь место мученичества Святой Агнессы.

3

Еще одна интересная история связана с построенным прямо у входа в базилику Святой Агнессы великолепным фонтаном «Четырех рек». В 1644 году Папа Иннокентий Х решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект. Из-за происков врагов, Бернини оказался единственным, кого не допустили к участию в этом конкурсе. Но у Бернини был покровитель принц Людовизи, который по счастливой случайности был женат на племяннице Папы. По совету друзей Бернини изготовил макет задуманного им фонтана, который без предупреждения принесли в дом Папы и поставили в гостиной перед завтраком. Позавтракав, Папа Иннокентий увидел творение Бернини и был просто в восторге. Вопрос о выборе проекта решился сам собой.

Готовый фонтан Бернини в торжественной обстановке представил вначале только для самого Папы. Папа больше часа с удовольствием рассматривал изысканный монумент. Уходя, он поинтересовался, когда же пустят воду, но Бернини слукавил, уйдя от ответа. Но когда Папа повернулся, чтобы уйти, Бернини подал знак и фонтан ожил! Папа был восхищен! После этого фонтан показали жителям Рима.

4 5

Скульптурная композиция фонтана символизирует четыре континента мира в виде фигур, олицетворяющих представляющих их реки: Дунай представляет Европу, Ганг – Индию и азиатский континент, Нил – Африку, Ла Плата – Америку. В центре ансамбля возвышается тот самый обелиск, из-за которого был весь сыр-бор.

6 7

Кстати, есть история, которую любят рассказывать экскурсоводы. Если присмотреться, то все фигуры, выполненные на фонтане, смотрят в строну, противоположную Церкви Святой Агнессы. А мавр Ла Плата словно в ужасе отпрянул от чего-то.

8

По слухам, таким образом Бернини тонко отомстил своим недоброжелателям, а именно создателю Базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне Борромини, с которым у Бернини был разлад. Известно что, Боромини считал оформление церкви Святой Агнессы безвкусным. Хотя конечно, эта история всего лишь досужие домыслы. Фонтан был открыт немного раньше базилики.

9

Помимо фонтана «Четырех рек» на площади Навона разбиты еще два фонтана: фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Именно им площадь обязана народному названию «Площадь трех фонтанов». Оба эти фонтана куда скромнее фонтана четырех рек. Между тем, они прекрасно дополняют фонтанный ансамбль площади.

Фонтан Мавра, расположенный в южной части площади Навона, изначально был совсем без скульптур. Центральной фигурой мавра фонтан украсил все тот же Бернини. Остальные фигуры появились уже в 19 веке.

10 11 12

Фонтан Нептуна, расположенный на противоположной части площади, также был без скульптур и обзавелся ими тоже только к 19 веку.

Сегодня площадь Навона одна из главных зон притяжения туристов в Риме. Свободное пространство в северной части площади густо занято торговцами сувениров и уличными художниками, а по периметру расположились множество колоритных ресторанчиков

13 14

Оставайтесь на связи!

Автор: Алексей Нешитов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *





28 − 23 =